Что такое «экологический туризм»?

Одна из первых и самых удачных отечественных трактовок экотуризма гласит: в основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов[1].

Это прочтение согласуется с трактовкой Международной организации экотуризма, определяющей экотуризм как ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющее окружающую среду и поддерживающее благосостояние местных жителей.

В российском законодательстве понятие «экологический туризм» отсутствует. Его заменяет термин «познавательный туризм», закрепленный в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года: «Познавательный туризм является одним из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями.

Эта сфера является высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях. Познавательный туризм позиционируется как основное направление развития туризма на ООПТ федерального уровня: заповедников и национальных парков. При этом в заповедниках эта деятельность должна ограничиваться и осуществляться с учетом их размеров, ландшафтной и природоохранной специфики на конкретных участках, определенных индивидуальными положениями о заповедниках».

Хотя эти документы адресованы федеральным особо охраняемым природным территориям – заповедникам и национальным паркам, следует помнить об иерархии законов и подзаконных актов в Российской Федерации. Так, согласно закону Российской Федерации от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” N 184-ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, форматы и принципы деятельности особо охраняемых природных территорий, подходы к внедрению и ведению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, разработанные для федеральных ООПТ, следует считать базовыми для всех уровней особо охраняемых природных территорий, а само развитие познавательного туризма рассматривать как одну основных функций системы особо охраняемых природных территорий не только страны, но и ее региональных подразделений.

Так Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года относительно познавательного туризма рекомендует:

совершенствовать систему планирования, контроля и мониторинга деятельности на особо охраняемых природных территориях;

  • разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде;
  • обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
  • создавать новые и модернизировать существующие музеи и информационные центры для посетителей;
  • провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;
  • разработать и внедрить систему добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов на особо охраняемых природных территориях;
  • создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов;
  • разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом;
  • разработать предложения по формированию и совершенствованию экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта;
  • содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.);
  • разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
  • содействовать налаживанию партнерских связей с организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.

Иными словами, на ООПТ Российской Федерации познавательный туризм провозглашается как один из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями.

Способом доступа посетителей на особо охраняемую природную территорию служат экологические тропы.

По материалам отчета «Стратегия развития экологического туризма в форме сети экологических троп на особо охраняемых природных территориях Алтайского края», Архипова И.В., Андреева И.В, Смирнов В.В.,2021 г., Барнаул, Алтайское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»

[1] Гужин Г.С., Беликов М.Ю., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 1997. 128 с.